Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Восточный административный округ

История организации

Московский Культурологический лицей № 1310 открыт на основании Приказа Московского городского комитета по народному образованию «Об открытии государственно-общественных учебных заведений в системе образования г. Москвы» № 343 от 27 августа 1991 года.

С 1991 года в составе лицея работали классы философско-филологического направления. В основе обучения лежала работа с оригинальным текстом (не только по гуманитарным, но и по естественно научным предметам). По одним и тем же предметам читались «альтернативные курсы» (например, «обычная математика» и «с уклоном в историю и философию математики»). Удачно осуществлялось импортирование вузовских форм проведения занятий в школьную систему. Лицей в те годы считался одной из лучших школ семинара. С самого начала лицей развивался в условиях малокомплектной (до 100 человек) инновационной школы.

В 1994 году лицей получил грант Первой степени на конкурсе инновационных проектов, который проводился Министерством образования РФ и был оборудован современной техникой. С того же времени по инициативе молодых педагогов был организован редакционно-издательский отдел.

Первым издательским проектом, открытым в лицее, стали «Ученые записки», в которых молодые учёные, преподававшие в лицее, получили возможность печатать свои фундаментальные исследования. Затем появился журнал «Дядька. Лицейский смотритель» как открытая лицейская издательская площадка. Эта деятельность лицея отразилась и на учебном процессе, в котором увеличилась доля учительских (и ученических) научных и художественных материалов.

С 1995 года учебный процесс был в значительной мере переориентирован в сторону решения исследовательских задач на основе проектных технологий.

Редакционно-издательский отдел постепенно превратился в издательство. Учебный процесс получил мощную инфраструктуру, а администрация огромную нагрузку по ее поддержанию и жизнеобеспечению.

С 1996 года проводит интеллектуальные турниры и марафон как формы активизации поисковой и творческой активности учащихся, формирование командного духа образовательного учреждения.

С 1997 года на базе лицея организована редакция журнала «Лицейское и гимназическое образование» (ЛГО). С этого времени ЛГО распространялся по всем школам, лицеям, гимназиям и педагогическим вузам столицы по программе обязательного комплектования библиотек и являлся единственным журналом, издаваемым на базе среднего учебного заведения. Эта деятельность лицея была отмечена Департаментом образования города Москвы, который предоставил нашему учебному заведению новое здание.

На этом этапе развития лицея учебный процесс стал в значительной мере ориентироваться на задачи медиаобразования в сочетании с повышенной гуманитарной подготовкой.

С 1999 года для улучшения качества языковой подготовки и усиления статуса изучения иностранного языка вводится особая форма аттестации (лингвострановедческие проекты-10 класс, открытый публичный экзамен — 9 класс).

C 2001 года на базе лицея (при активной поддержке Департамента образования города Москвы) проводится ежегодный открытый Конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и разных». Ежегодно проводятся «Дни школьной прессы в городе Москве» и Сессия школьных издателей России, организуются работа Юношеского пресс-Лицея с привлечением ведущих российских СМИ.

Активная издательская деятельность лицея создала предпосылки для профильной издательской и журналистской ориентации учебного процесса (при сохранении медиа-блока и повышенной гуманитарной подготовки).

С 2002 года открыты новые направления профильной подготовки в старших классах. Кроме классических (филологического и социально-гуманитарного) появились медиатехнологии (специализации: видео-, web-, проектные, цифровые и PR-технологии) и журналистика (специализации: фото, web-, репортажная).

С 2004 года для улучшения качества исследовательской и проектной деятельности вводится проектная сессия по итогам первого учебного периода (четверти или триместра). В ходе сессии все учащиеся лицея защищают свои проекты по результатам учебного выезда в один из регионов России. Общим названием проекта стала «Защита Родины-защита чести». Исследовательские работы защищаются по всем областям знания.

С 2006 года на базе лицея открыта городская экспериментальная площадка второго уровня. Тема: «Школьное издательство как образовательный проект». Организована сеть экспериментальных площадок. С сентября 2006 года работает Портал школьной прессы России (http://portal.lgo.ru/).

Создана единственная в России библиотека школьных изданий, проводятся исследования тенденций развития школьной прессы, создан банк данных о школьных издательских проектах, разработаны программы профильной подготовки школьников.

С этого времени организация учебного процесса дополнена сетевыми технологиями. Ученическая редакция участвует в сетевых проектах, административное управление переведено на технологии Web-2 (электронный архив, документооборот, система обратной связи).

С 2009 года лицей разрабатывает концепцию современного культурологического образования, в которую вошли: музейная педагогика в ходе летней практики (ученики лицея изучают запасники музеев А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, музея наивного искусства, музея-усадьбы Кусково); учебные выезды при изучении модулей программ по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Особое внимание в рамках этой концепции уделено изучению русского языка как интегрирующей дисциплины, связующей воедино все единицы учебного процесса.

С 2011 года лицей изменил политику формирования контингента: на сегодняшний день идёт изменение от малокомплектной школы к школе с полноценным контингентом. При этом задача изменения качественных показателей интегрирована в задачу сохранения и повышения качества предоставляемых образовательных услуг. За время своего существования лицей прошел путь от небольшого образовательного учреждения до комплекса, включающего в себя 3 детских сада, общеобразовательную школу и сам лицей с разветвленной системой потоков предпрофильной и профильной подготовки, вариативных учебных планов и программ, элементов индивидуализации учебного процесса.

На новом этапе развития нормативных, организационно-финансовых, содержательно-методических требований к осуществлению образовательной деятельности, к управлению ресурсами и качеством требуется пересмотр важнейших элементов стратегии и структуры лицейской образовательной модели. Необходимо выстраивание новых инвариантов, новых рамок и принципов в создании вариативных образовательных решений. В свою очередь, накопленный в самом лицее за прошедшие годы опыт требовал выхода на новые системные подходы и стратегии.

Социальную ситуацию и складывающийся на ее основе социальный заказ на лицейское образование можно рассматривать как результирующую тенденций на запрос на образование повышенного уровня

Сегодня лицей — реально действующий пример образовательного учреждения особого типа, который соединяет в себе черты учебного заведения, сетевого организатора, проектной мастерской, исследовательского Лицея, ресурсного Лицея.

Это сообщество коллективов, работающих в различных направлениях, объединенных идеей взаимопроникновения медийных технологий в учебном процессе.

С августа 2014 года ГБОУ Московский культурологический лицей № 1310 Департамента образования г. Москвы — многомодульный образовательный комплекс, в котором будут реализовываться программы дошкольного, начального, основного и полного среднего общего образования, программы дополнительного образования. Логические развитие принципов многомодульности Лицея и поддержание уникальности различных условий образовательной среды в разных зданиях приводит к закономерной необходимости определить новый вектор развития Лицея на новый период. Это построение уникальных образовательных сред в каждой из ступеней образования, фактическое оформление новой структуры Лицея — симбиоз школы, лицея, детских садов — всех ступеней в рамках единого образовательного пространства Лицея.